Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

ЖКХ. Личный опыт: а что ты сделал на благо своего дома

02.07.2020 11:33 ЦДИ, Псков

Фото: Вадим Боченков

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свой дом», - так перефразировали бы знаменитые слова Маленького принца псковичи - жители дома №22 по улице Стахановской. Обычная, казалось бы, пятиэтажка. Ан нет - вот уже пять лет многочисленные коммунальные проблемы в ней решаются сообща - под чутким умелым руководством совета дома.

 

 

Юлия Никифорова, председатель этого совета, рассказала Центру Деловой Информации о том, как удалось создать сообщество жильцов, что решают жильцы на общих собраниях и раскрыла секреты успешного опыта управления многоквартирным домом.

***

«Наш совет дома был создан всего лишь 8 июня 2015 года, - вспоминает Юлия. - Вся эта история возникла не для того, чтобы решать текущие проблемы дома. Формально и до этого у нас был старший по дому, но документально это никак не было оформлено. Мы просто увидели сроки, в которые планировался капремонт нашего дома регоператором, поняли, что это не скоро, а значит, без совета дома мы ничего не откапиталим».

У Юлии за плечами - опыт работы во Всероссийской сети школ жилищного просвещения, в Университете третьего возраста и в организации по защите прав потребителей: с законами в сфере ЖКХ, она, что называется, на «ты». Совет дома сформировали по всем правилам: пригласили жильцов, оформили протокол, собрали подписи, все бумаги передали в домоуправление, где, кстати, только обрадовались единодушию жильцов и пообещали всяческую поддержку. Тогда же был наконец, подписан договор управления многоквартирным домом (до этого просто не было человека, который бы имел право его подписывать от имени собственников).

Конечно, найти общий язык жильцам большой пятиподъездной пятиэтажки оказалось не так-то просто: у всех людей разные представления о том, какой объем услуг входит в тариф «Содержание и ремонт общего имущества МКД». Некоторые псковичи до сих пор меряют объемы работ советскими стандартами (об этом мы говорили несколько лет назад с главой ООО «Микрорайон №7+» Андреем Комлевым). 

Тем не менее - за пять лет работы собрание жильцов собиралось многократно: на счету у собственников жилья - 11 протоколов общих собраний жильцов и 7 отдельных протоколов - по капремонту (пошаговую инструкцию о том, как сделать капремонт по спецсчету читайте ЗДЕСЬ).

Почему так много? Просто все работы должны быть согласованы с 2\3 собственников. Да, это нелегко. Можно саги слагать или сатирические пьесы писать в духе Маяковского: не так поэтично, но подробно об этом писали псковские СМИ. Почитайте, например, об опыте принятия решений, необходимых для ремонта дворовой территории.

Основной проблемой тогда стало некорректное заполнение протоколов: люди категорически отказывались вписывать в листы голосования паспортные данные и реквизиты свидетельств о праве собственности. То есть они хотели, чтобы двор облагородили, но боялись полностью заполнять все необходимые документы. Говорили просто: «Не будем заполнять» и все. Некоторые даже матом отправляли.

«Почему-то, - говорит Юлия, - многие люди пребывают в иллюзиях, что кто-то придет и все сделает для их дома. Даже больше - они думают, что кто-то должен что-то сделать. Я считаю, в каждом домоуправлении, более того – в каждой квартире должно быть распечатанное Постановление Правительства РФ №290 от 3.04.2013 года «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» с приложениями - в нем перечислено все, что входит в стандартный тариф. Найдете там консьержку – значит, будем требовать. Отыщете пункт про вкручивание лампочек – настаивайте на том, чтобы лампочки вкручивали. Минимум того, что делается рамках тарифа, в Постановлении есть. Все пределы мечтаний там уже обозначены, все остальное – фантазии и поле для конфликтов».

Та же ситуация – и с капремонтом: все почему-то думают, что проблемы решатся сами собой. На самом деле, конечно, так не бывает. Простой пример: на Стахановской, 22, как и во многих других домах Пскова, часто случаются коммунальные аварии. Стояки старые: сломался один - вся вертикаль по подъезду сидит без воды. Не дело это, - решили жильцы и начиная с 2018 года приступили к ремонту стояков ГВС (система ГВС на чердаке и в подвале на тот момент уже была отремонтирована). Они могли себе это позволить: их дом проводит капремонт по спецсчету и сам решает, что, когда и в каких объемах капиталить.

«Многие почему-то думают абстрактно, что за прошедшие годы можно было бы сделать больше работ по капремонту, не понимая, сколько денег собирается на счете в месяц, - объясняет Юлия Никифорова. - В 2015 году при тарифе на капремонт 5,95 рублей за кв.метр, в нашем МКД максимальная собираемость в месяц при 100% оплате составляла 22413 рублей в месяц. Со временем тариф вырос до 6,81 рублей - это порядка 25653 рублей в месяц. Мы действовали по принципу «подкопили – сразу что-то сделали». К слову, дом на Стахановской, 22 стал первым в Пскове, где приступили к накоплению средств на спецсчете с 2015 года и уже многое успели сделать.

Без совета дома не было бы ни ремонта крыши, ни ремонта стояков, ни контроля за начислениями по общедомовым счетчикам, ни разнообразных работ в рамках текущего ремонта: жильцы решали проблемы с освещением двора (да-да, никто не придет и не повесит фонарь из жалости), с окраской фасадных труб газопровода, с оплатой «золотых» счетчиков на тепло (мы рассказывали об этом ЗДЕСЬ), еще и в подъездах косметический ремонт проводят! «Мы экономим на аварийной службе, потому что больше капремонта - меньше аварий, - объясняет Юлия. -  Следовательно, есть экономия в высвобождении средств по текущему обслуживанию, и мы договорились с домоуправлением о косметическом ремонте подъездов – по одному в год. В прошлом году третий подъезд делали, в позапрошлом - четвертый, в этом будут ремонтировать первый подъезд».

Сейчас жильцы ждут решения городских властей: в прошлом году они собрали все документы для того, чтобы принять участие в муниципальной программе «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Псков». В рамках этой программы сегодня благоустраивается большинство псковских дворов. Мечтают о красивом, уютном пространстве двора.

«Я как-то была в гостях у своей коллеги, она живет на улице Ипподромной, дом ее помоложе нашего, но очень запущенный, - рассказывает Юлия. - Там никто не хочет быть старшим и брать на себя ответственность. И зря - дом требует к себе внимания. Это все идет на благо жильцов».

Похожая история – с домом, который находится в соседней хрущевке, на Стахановской, 18. Совет дома там был, но получилось так, что он распался: кто-то переехал в другое жилье, кто-то умер. У них нет спецсчета, они копят деньги на капремонт у регоператора. За дом никто не хлопочет, капремонта там не было с момента постройки. Жильцы не спешат решать коммунальные проблемы: собираются, что-то обсуждают, но с документами работать никто не берется.

Действительно, многих пугает ответственность и необходимость профессионально заниматься своим домом - однако других вариантов решения жилищно-коммунальных проблем, кроме как создавать советы домов, активно включаясь в их работу, проводить общие собрания жильцов, просто нет.

***

Уж сколько раз твердили миру: не стоит ждать, что кто-то придет и даст вам желанное. Берите руль в свои руки и - рулите!

«Никто, кроме нас, - шутит председатель дома по Стахановской, 22. - Нужно любить то место, где живешь. Люди ценят результат только тогда, когда сами что-то сделали для своего дома».

Елена Никитина

Все новостиКомментарии:1
cюжет:
Шпаргалка ЖКХ
Рейтинг@Mail.ru